Указом Президента Российской
Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 утверждена Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации. Этим же указом признана утратившей силу
предыдущая версия стратегии, утвержденная указом от 12 мая 2009 г. № 537.
Как сказано в документе, Стратегия является базовым документом стратегического
планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные
приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и
внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности
Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную
перспективу.
Стратегия призвана консолидировать
усилия органов власти всех уровней и институтов гражданского общества по созданию
благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных
интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Стратегия является основой для формирования и реализации государственной
политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Стратегия и информационные
технологии
В документе отмечается, что
противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное
стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии
для достижения своих геополитических целей (в том числе путем манипулирования
общественным сознанием), оказывает все большее влияние на характер
международной обстановки. Отмечается и появление новых форм
противоправной деятельности с использованием информационных, коммуникационных и
высоких технологий.
В числе основных угроз
государственной и общественной безопасности упоминаются, в частности,
разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций
иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам,
деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на
нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической
информационной инфраструктуры Российской Федерации и деятельность, связанная с
использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения
и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма,
нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в
обществе.
Одними из главных направлений
обеспечения государственной и общественной безопасности, перечисленных в
стратегии, являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности
личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения
преступности (в том числе в информационной сфере), развитие взаимодействия
органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским
обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам
Российской Федерации.
В стратегии декларируется, что для
противодействия угрозам качеству жизни граждан органы государственной власти и
органы местного самоуправления обеспечивают развитие информационной
инфраструктуры, доступность информации по различным вопросам социально-политической,
экономической и духовной жизни общества, равный доступ к государственным
услугам на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием
информационных и коммуникационных технологий.
В целях противодействия угрозам
экономической безопасности органы государственной власти и органы местного
самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют
государственную социально-экономическую политику, предусматривающую, в том
числе:
- осуществление рационального импортозамещения и снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции;
- расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики;
- стимулирование развития малого и среднего предпринимательства за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков;
- развитие международных деловых контактов, привлечение иностранных инвестиций и технологий, реализацию совместных проектов, расширение рынков сбыта российской продукции.
Наука, технология и образование
Стратегическими целями обеспечения
национальной безопасности в области науки, технологий и образования являются:
·
развитие системы научных, проектных
и научнотехнологических организаций, способной обеспечить модернизацию
национальной экономики, реализацию конкурентных преимуществ Российской
Федерации, оборону страны, государственную и общественную безопасность, а также
формирование научно- технических заделов на перспективу;
·
повышение социальной мобильности,
качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для
всех категорий граждан, а также развитие фундаментальных научных исследований.
Факторами, негативно влияющими на
национальную безопасность в области науки, технологий и образования, являются
отставание в развитии высоких технологий, зависимость от импортных поставок
научного, испытательного оборудования, приборов и электронных компонентов,
программных и аппаратных средств вычислительной техники, стратегических
материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных
отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении
российских научных и образовательных организаций, недостаточное развитие
нормативно-правовой базы, неэффективная система стимулирования деятельности в
области науки, инноваций и промышленных технологий, снижение престижа профессий
преподавателя и инженера, уровня социальной защищенности работников
инженерно-технического, профессорско-преподавательского и
научно-педагогического состава, качества общего, среднего профессионального и
высшего образования.
Одним из главных направлений
обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования
является повышение уровня технологической безопасности, в том числе в
информационной сфере. Для этого совершенствуется государственная инновационная
и промышленная политика, федеральная контрактная система и система
государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов и
рабочих, получают приоритетное развитие фундаментальная и прикладная наука,
образование, развивается государственно-частное партнерство в области науки и
технологий, создаются условия для интеграции науки, образования и
промышленности, проводятся системные исследования в интересах решения
стратегических задач военной, государственной и общественной безопасности,
устойчивого развития страны.
Для решения задач национальной
безопасности в области науки, технологий и образования необходимы:
·
комплексное развитие научного
потенциала, восстановление полного научно-производственного цикла — от
фундаментальных научных исследований до внедрения достижений прикладной науки в
производство в соответствии с приоритетами социально- экономического, научного
и научно-технологического развития Российской Федерации;
·
развитие национальной инновационной
системы, стимулирование и поддержка развития рынка инноваций, наукоемкой
продукции, в том числе наукоемкой продукции с высокой добавочной стоимостью;
·
формирование системы фундаментальных
и прикладных научных исследований и ее государственная поддержка в интересах
организационно-научного обеспечения реализации стратегических национальных
приоритетов;
·
развитие перспективных высоких
технологий (генная инженерия, робототехника, биологические, информационные и
коммуникационные, когнитивные технологии, нанотехнологии, природоподобные
конвергентные технологии);
·
развитие взаимодействия
образовательных организаций и научно-исследовательских центров с промышленными
предприятиями, расширение практики софинансирования государством и субъектами
предпринимательства долгосрочных фундаментальных научных исследований и
программ с длительными сроками реализации;
·
повышение качества подготовки
научных работников, инженеров, технических специалистов, способных решать
задачи модернизации российской экономики на основе технологических инноваций,
обеспечить развитие науки и образования, разработку конкурентоспособных
технологий и образцов наукоемкой продукции, организацию наукоемкого
производства;
·
развитие системы среднего
профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих в
соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями; создание
благоприятных условий для научной деятельности; обеспечение лидирующих позиций
России в области фундаментального математического образования, физики, химии,
биологии, технических наук, гуманитарных и социальных наук; развитие
междисциплинарных исследований; повышение роли школы в воспитании молодежи как
ответственных граждан России на основе традиционных российских
духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике
экстремизма и радикальной идеологии;
·
повышение качества преподавания
русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики,
традиционных религий;
·
развитие системы поддержки
талантливых детей, внешкольного дополнительного образования, детского
технического и художественного творчества, решение проблем переполненности
общеобразовательных организаций;
·
активное развитие международных
связей в области науки и образования, наращивание экспорта качественных
образовательных услуг, прежде всего в государства — участники Содружества
Независимых Государств, повышение привлекательности образования на русском
языке на мировом рынке образовательных услуг.
Доля расходов в валовом внутреннем
продукте на развитие науки, технологий и образования входит в число основных
показателей состояния национальной безопасности.
Как сказано в документе, Стратегия
реализуется на плановой основе за счет консолидации усилий и ресурсов органов
государственной власти и органов местного самоуправления, развития их
взаимодействия с институтами гражданского общества, а также комплексного
использования политических, организационных, социально-экономических, правовых,
информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках
стратегического планирования в Российской Федерации.
Положения Стратегии обязательны для
выполнения всеми органами государственной власти и органами местного
самоуправления и являются основой для разработки и корректировки документов
стратегического планирования и программ в области обеспечения национальной
безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, а также
документов, касающихся деятельности органов государственной власти и органов
местного самоуправления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий