Объективность
проведения всех оценочных процедур в образовании, от государственной итоговой
аттестации до Всероссийских проверочных работ и итоговых сочинений, и
выстраивание эффективной системы использования результатов этой оценки для
повышения качества школьного образования – такие задачи перед региональными
органами управления образованием в России поставил руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в ходе
Всероссийского совещания «Перспективы развития региональных систем
образования».
«Последние
результаты международных исследований качества образования показали, что Россия
сделала серьезный рывок вперед. В том числе это произошло за счет достижения
объективности оценки в итоговой аттестации в 11 классах», - отметил Сергей
Кравцов.
Однако, по
его словам, при проведении других оценочных процедур, таких как Всероссийские
проверочные работы и итоговое сочинение, существуют проблемы с объективностью
оценивания. Это будет учитываться при переходе к новой модели контрольно-надзорной
деятельности в образовании на федеральном и региональном уровнях. Школы,
демонстрирующие аномальные показатели по результатам оценочных процедур, в
достоверности которых есть основания сомневаться, будут становиться объектами
проверок в первую очередь.
Сергей
Кравцов рассказал о составляющих элементах и принципах построения единой
системы оценки качества образования, которая сейчас создана в России и включает
в себя государственную итоговую аттестацию в 9 и 11 классах, Всероссийские проверочные
работы (ВПР), национальные исследования качества образования (НИКО),
международные сопоставительные исследования качества образования и исследования
компетенций учителей.
«Следующая
наша задача – увязать все оценочные процедуры с работой инспекции, институтов
повышения квалификации и методических кабинетов. Результаты оценочных процедур
должны анализироваться и использоваться в практической работе. Все должно
работать в системе и на развитие», - заявил глава Рособрнадзора.
Федеральный
институт оценки качества образования (ФИОКО) сейчас аккумулирует в единой
системе результаты всех оценочных процедур на федеральном уровне. По словам
Сергея Кравцова, аналогичные центры необходимо создать в регионах на базе
региональных центров обработки информации (РЦОИ).
Эти центры
должны вести все направления исследований качества образования в регионе (ВПР,
НИКО, участие в международных исследованиях) и анализировать полученные данные.
Результаты этого анализа должны использоваться региональными органами управления
образованием, институтами повышения квалификации и методическими службами для
работы с каждой школой и учителем.
Еще одной
актуальной задачей для регионов, по словам главы Рособрнадзора, является
формирование экспертного сообщества по оценке качества образования. К
контрольно-надзорной деятельности в отношении школ необходимо привлекать в
качестве экспертов учителей и директоров, которые показывают высокие
результаты, чтобы они в ходе проведения инспекции могли помочь проверяемой
школе сформировать программу развития.
Замминистра
образования и науки РФ Ирина Кузнецова в ходе совещания рассказала о работе,
которую ведет Минобрнауки России по совершенствованию качества российского
образования. В числе актуальных задач она назвала модернизацию федеральных
государственных образовательных стандартов, в которых необходимо более четко
сформулировать результаты обучения, как в отношении содержания образования по
учебным дисциплинам, так и в отношении личностных результатов обучающихся.
Также, по ее словам, необходимо акцентировать внимание на адресной работе со
школами, имеющими низкие образовательные результаты, совершенствовании системы
педагогического образования и системы повышения квалификации учителей.
«Необходимо
расширить систему независимой объективной оценки качества подготовки
обучающихся, в том числе выстраивая систему Всероссийских проверочных работ,
позволяющих не только развивать практику объективного оценивания в школах, но и
формулировать единые для всей страны подходы к отбору ключевого содержания
образования и системы оценивания результатов обучения», - отметила
замминистра.
И.о.
руководителя Департамента государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России Ирина Мануйлова акцентировала внимание на повышении корпоративной
культуры педагогического сообщества в вопросах оценивания знаний
школьников.
«Задача
школы – не подготовить школьника к итоговой аттестации и каким-то другим
проверочным процедурам, а организовать освоение в полной мере той
образовательной программы, которая принята, и на каждом этапе ее освоения
каждым обучающимся проводить оценку объективно, принимая соответствующие меры,
которые будут способствовать корректировки индивидуальных учебных планов и
обеспечивать постепенное достижение достаточно высоких результатов у каждого
ученика», - заявила Ирина Мануйлова.
Она также
заявила о необходимости модернизировать работу региональных институтов
повышения квалификации педагогов. Программы повышения квалификации, которые они
реализуют, зачастую не менялись годами и не учитывают проблемы в системе
образования региона, выявленные в результате разных оценочных процедур.
В ходе
совещания специалисты Рособрнадзора обсудили с представителями регионов
актуальные вопросы подготовки и проведения государственной итоговой аттестации
в 9 и 11 классах и Всероссийских проверочных работ в 2017 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий